Качество металла vs прибыль
Журнал «Металлоснабжение и сбыт» декабрь, 2015
Качество металла vs прибыль
Журнал «Металлоснабжение и сбыт» декабрь, 2015
Скачать статью PDF. |
13 ноября в рамках Международной промышленной выставки «Металл-Экспо’2015» состоялся круглый стол «Качество металла или прибыль? Реалии кровельного рынка». Организаторы мероприятия – Национальный кровельный союз, Российский союз поставщиков металлопродукции и компания MetalMaster при информационной поддержке журнала «Металлоснабжение и сбыт» решили собрать на одной площадке всех участников цепочки поставок стальных кровель: производителей проката, его переработчиков и компании, занимающиеся монтажом крыш для конечных потребителей, с тем чтобы оценить текущую ситуацию в этом сегменте рынка.
Иван Камынин
Директор по маркетингу компании metalmaster
На сегодняшний день металлические кровли лишь один из сегментов рынка кровельных материалов в России (рис. 1). При этом тенденция последних лет — падение производства стальных крыш, заявила А. Молчанова, заместитель исполнительного директора Национального кровельного союза. В 2013 г. рынок кровель в новом строительстве достиг 87—90 млн м2, при этом сегмент скатных кровель в новом строительстве составил 63—65 млн м2. Следовательно, площадь плоских кровель — 24-25 млн м2. Площадь кровли эксплуатируемых зданий составляет на сегодняшний день более 3076 млн м2, в том числе скатных кровель — 1927 млн м2. Средняя годовая потребность в капитальных ремонтах кровель — 123—125 млн м2, в текущих ремонтах — 285—290 млн м2. Исходя из этого можно оценить потенциальный рынок сбыта кровельных сталей в России. За последние 20 лет потребление оцинкованной стали (в том числе с полимерным покрытием) возросло за счет увеличения потребления металлочерепицы и профлиста. Но значительно сократилось применение стали на фальцевых кровлях. |
Стало больше плоских крыш, соответственно снизилась доля рынка материалов для скатных крыш. Активизировались поставщики Глас народа (цитата с форума «Киянка.ру») Несуразица. В работе используем оцинкованный металлопрокат Мариупольского завода. Украина недалеко. На пачках стоит маркировка Ст.08КП. И партия от партии здорово отличается эластичностью и ломкостью. Часто даже на трубе диаметром 400 мм при вальцевании появляются ребра. Иногда вдоль листа, но чаще — поперек. В заводской маркировке указывается процент углерода и способ закисления. А отличить горячекатаную от холоднокатаной стали как? В сертификатах не пишут, остается только на ощупь? |
альтернативных материалов, и в ходе этой конкуренции в дело идут не всегда хорошие аргументы. А иногда масла в огонь подливают и поставщики некачественных материалов для стальных кровель. Для того чтобы понять и определить, как с этим бороться и каковы реалии данного рынка, компания MetalMaster провела исследование — опрос участников. Как помнят читатели журнала «Металлоснабжение и сбыт», вопрос о восприятии качества листового металла уже поднимался. Тогда были опубликованы результаты опроса СМЦ, в ходе которого выявились различия между реальным и декларируемым подходами к закупке и реализации кондиционного металла, а также мнение сервисных металлоцентров об уровне ожиданий клиентов в вопросах качества. Основные выводы исследования были таковы:
|
|
В рамках круглого стола были озвучены результаты второго этапа исследования. Исследователи опустились на один уровень вниз по цепочке потребления листа и при участии Национального кровельного союза опросили 106 кровельных компаний европейской части России с целью узнать, как они сами оценивают качество кровельного металла и как, по их мнению, это делают заказчики объектов, то есть конечные потребители. Опрос проводился по телефону методом случайной выборки. Треть опрошенных оказалась из Центрального федерального округа, остальные регионы европейской части России были сведены в одну группу. Выборку поделили на три группы по типам выполняемых работ: кровля из металлочерепицы (52%), фальцевая кровля (12%) и оба типа (36%). Необходимость такой сегментации объясняется тем, что фальцевая технология требует высокой квалификации исполнителя. Именно мастера, специализирующиеся на фальце, являются наиболее продвинутыми кровельщиками, предъявляющими в теории максимальные требования к качеству металла. В свою очередь, заказчики фальцевой кровли могут позволить себе значительные траты и при этом хорошо представляют себе, что именно им надо, поэтому их можно рассматривать как авангард конечных потребителей. Как и на первом этапе исследования, вначале респондентам был задан прямой «калибровочный» вопрос, с которым в дальнейшем сверялись другие ответы. Для кровельщиков он звучал так: «Важно ли для вас при закупке металла его качество (толщина стали, цинкового и полимерного покрытия)?» Большинство респондентов ожидаемо ответили, что это им «очень важно» (49%) и просто «важно» (41%). |
Тем не менее выявилось 10% кровельщиков, для которых качество «неважно» — это заметно больше, чем у СМЦ (там ответивших отрицательно на «калибровочный» вопрос было 6%), и обещает еще более интересные цифры при ответах на непрямые вопросы по качеству. Распределение по регионам выявило очень интересную аномалию. У фальцовщиков Центрального федерального округа самый низкий показатель заинтересованности в качестве (рис. 2). Это настолько не укладывалось в предварительную гипотезу, что пришлось провести дополнительные беседы уже после опроса. Выяснилось, что для этих кровельщиков вся кровельная сталь делится на две неравные группы: SSAB (Ruukki; конкретно называлась марка 52F+), при покупке которой не требуется проверок характеристик, и все остальные, которые по умолчанию значительно меньше подходят для кровельных работ. А вот специалисты по фальцу вне Московского региона, не избалованные большими бюджетами и вынужденные работать с менее дорогими материалами, ответили предсказуемо и заняли лидирующее место с показателем 100%. Как любые профессионалы, кровельщики не слишком высоко оценивают уровень знаний своих клиентов. Если в первом вопросе пик ответов пришелся на «очень важно» (49%), то на вопрос, важно ли качество для ваших клиентов, кровельщики ответили «очень важно» только в 42% случаях, а лидером стал ответ «важно» (51%) (рис. 3). Повторяется ситуация с СМЦ, когда профессионал считает, что клиент разбирается в металле хуже, чем он сам. Тем не менее суммарный показатель «важно» и «очень важно» составляет внушительные 93%, что говорит о том, что кровельщики находятся под сильным влиянием заказчика и не могут использовать материал по своему усмотрению. Для производителей это означает, что стратегия pull может быть не менее эффективна, чем push. Поскольку |
статистика ответов явно противоречит ситуации на рынке кровельного металла, нам надо выяснить причину, по которой некондиционный металл все-таки используется кровельщиками, — это может быть или недостаточная информированность в вопросах качества, или сознательное использование некондиции из коммерческих интересов. Решить эту задачу нам помогут ответы на вопрос, важно ли наличие сертификатов и маркировки для кровельщиков при закупке металла(рис. 4). Оказывается, это «очень важно» только для 12%, что с учетом ответивших «важно» составляет 73%. Получается, что часть (до 16%) респондентов слукавили при ответе на первый вопрос. В самом деле, если им «важно» качество, а наличие сертификатов «не важно», то остается предполагать, что они либо качество определяют на глазок, либо настолько доверяют бренду изготовителя/продавца, что им не требуется никаких доказательств. Разбивка по видам деятельности позволяет ответить на этот вопрос. Для кровельщиков по фальцу подтверждается гипотеза о повышенном доверии к бренду стали, в то время как работающие с металлочерепицей в подавляющем числе случаев смотрят на сертификаты (~80%). Помня, что 10% признали себя «халтурщиками», получается, что еще 10% были бы рады проверять качество металла, но не делают этого. Они же высказали сомнение в надежности сертификатов — по мнению части кровельщиков, их ничего не стоит подделать. В этом пункте очень хорошо видно отличие кровельщиков от профессиональных металлоторговцев — для СМЦ сертификаты имели значение в 90% случаев. Но это отличие меркнет перед оценкой важности сертификатов и маркировки для конечных клиентов. |
В следующем звене цепочки мы видим качественно иную картину: 43% кровельщиков ответили отрицательно на вопрос «Важно ли для ваших клиентов при закупке металла наличие сертификатов и маркировки?» (рис. 5). Разрыв между положительными ответами на второй и четвертый вопросы составляет 35%. Повидимому, на этот разрыв и приходится львиная доля продаж некондиции, фальсификата, да и просто низкокачественной продукции — клиент не обладает всей полнотой информации, для того чтобы сделать правильный выбор и заставить кровельщика ему последовать. Характерно, что часть респондентов отвечала: клиенту важнее попадание в цвет, толщина металла и, конечно, цена. Зависимость кровельщиков от требований клиента очень фактурно высвечивается ответом на последний вопрос — чувствуют ли кровельщики усиление продаж металла с завышенными на бумаге характеристиками (рис. 6). Как показал опрос СМЦ, такая проблема на рынке, безусловно, есть, и она отмечается его участниками. Ответы кровельщиков выявили деление на две почти равные части: тех, кто отмечает усиление этой тенденции, и тех, кто ее вообще не видит. Отметивших ослабление не оказалось. По-видимому, те 52%, которые отметили усиление, и являются теми квалифицированными и ответственными специалистами, которые правдиво ответили на «калибровочный» вопрос. Допускаем мысль, что часть «незаметивших» работают исключительно с премиальными покрытиями и их проблемы с фальсификацией действительно не касаются. Но остальные, похоже, не обладают всей полнотой информации о металле, чтобы сделать профессиональный выбор. Ситуацию усугубляет чрезвычайно низкая осведомленность в характеристиках металла конечных заказчиков, и зачастую они предпочитают самый дешевый лист по принципу «если нет разницы, то зачем платить больше». |
В целом по результатам исследования можно сделать следующие выводы:
Как отметила А. Молчанова, отсутствие необходимой нормативной документации также является проблемой на пути нормального функционирования рынка. Так, сегодня этот рынок регулируется лишь СП 17.13330.2011 «Кровли», в п. 7.1 которого указано: «Для кровель из листовых материалов применяют: сталь (ГОСТ 14918) толщиной ≥ 0,6 мм…», но при этом отсутствуют требования к слою цинка и полимерному покрытию. Для металлочерепицы прямые требования по качеству металла отсутствуют, так как нет соответствующего ГОСТа, но в п. 6.4.20 отмечено,что в качестве кровельных листов используются профили стальные с цинковым, алюмоцинковым или алюминиевым покрытием заготовки, с защитно-декоративным лакокрасочным покрытием по ГОСТ 24045, а также алюминиевые профилированные листы, металлочерепица и композитная металлочерепица. |
ГОСТ 24045-90 «Межгосударственный стандарт. Профили стальные гнутые с трапециевидными гофрами для строительства. Технические условия» закрепляет: «3. Сортамент. 3.1.2. По материалу исходной заготовки профилированные листы подразделяют: на листы из тонколистового оцинкованного проката по ГОСТ 14918». В ГОСТе 14918-80 «Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий» указано «2. Сортамент. 2.1. Оцинкованную сталь изготовляют шириной от 710 до 1500 мм включительно, толщиной от 0,5 до 3 мм включительно». Таким образом, насыщенность рынка материалами неудовлетворительного качества на фоне сложной ситуации на строительном рынке приводит к падению интереса к данному продукту. Большую роль играет и низкая осведомленность потребителя в вопросах качества кровли. Озвученные в ходе круглого стола результаты исследо- вания кровельного рынка показали, что для половины кровельщиков не существует проблемы несоответствия металла заявленным характеристикам. Вместе с тем знания заказчика в этом вопросе находятся на еще более низком уровне. Д. Андреев, коммерческий директор Компании Металл Профиль, дал ряд экспертных комментариев и поделился своим видением ситуации: «Необходимо помнить, что качество кровли — это не просто качество покрытия, но и толщина стали. Я полагаю, что ГОСТ сам по себе мало что сможет решить. Необходимы также четкие правила в области применения продукции, отлаженная система контроля». Формат журнальной статьи позволяет показать только часть полученных данных. Живое обсуждение прошло на круглом столе на выставке «Металл-Экспо», а те, кто туда не попал, могут запросить полную версию исследования в редакции журнала. Кстати, сейчас обговариваются следующие этапы исследования, поэтому приглашаем заинтересовавшиеся прокатные и металлоторговые компании к участию. |